Ребенок не разговаривает в 2 года

Ребенок не разговаривает в 2 года

Согласно стандартам, которых придерживаются неврологи и логопеды, в 2 года ребенок должен проявлять хотя бы простейшие коммуникационные навыки. Это мнение корректное, но есть нюанс: с течением времени стандарты «размылись». Иногда случается так, что в 2 года ребенок вовсе молчит, но позже догоняет и даже обгоняет сверстников в развитии. А иногда бывает, что малыш обнадеживает родителей тем, что начинает говорить раньше одногодок, но проблемы проявляются позже.

Ребенок может не говорить в 2 года из-за задержки речевого развития (ЗРР), задержки психоречевого развития (ЗПРР). В первом случае, помимо отсутствия коммуникации, никаких проблем нет. Ситуация относительно просто исправляется. А вот при наличии ЗПРР все сложнее, и важно рассмотреть дефект как можно раньше.

Вывод: отсутствие речи в возрасте двух лет – это далеко не всегда признак серьезного заболевания, но расслабляться не стоит. Обращайте внимание на другие симптомы. О них – далее.

Что указывает на наличие патологии при отсутствии речи в 2 года

• Ребенок не только молчит, но и не понимает речь, когда к нему обращаются. Двухлетний малыш должен понимать простейшие слова, даже если еще их не озвучивает.
• Ребенок не просит ничего. В таком возрасте в сознании здоровых детей уже должна быть установлена причинно-следственная связь: дабы что-то получить, нужно попросить маму или папу. Хорошим признаком является даже то, что малыш просто указывает пальцем на интересующую вещь.
• Ребенок не использует указательный жест. В раннем возрасте это своеобразный заменитель речи. Обычно дети начинают применять жест до достижения возраста 1 года.
• Отсутствие интереса к простейшим играм.
• Отсутствие эмоции радости.
• Аномально плохая моторика. Например, невозможность собрать примитивную пирамидку.
Если вы заметили у своего ребенка один из вышеперечисленных симптомов, обратитесь к специалисту.

Норма речевого развития

Хоть мы и отметили выше, что стандарты – это условный ориентир, все же есть навыки, которые отмечаются у подавляющего большинства детей.
• 1-2 месяца. Ребенок меняет интонацию крика в зависимости от настроения.
• 2-3 месяца. Гуление, то есть умение произносить отдельные звуки.
• 4-5 месяцев. Ребенок предпринимает попытки повторять слова за родителями. Используются звуки и слоги, которые были изучены в период гуления.
• 8-14 месяцев. Первые простейшие слова: мама, папа и т.д. Возможна замена названий предметов простыми звукосочетаниями. Например, машина – би-би.
• 2 года. Ребенок умеет составлять словосочетания (2-4 слова). Продолжается период активного познавания мира: малыш часто спрашивает «что это?».
Как видим, отклонение от нормы можно заметить еще до 2 лет. Обнаружение такового – не причина для паники, но повод посетить специалиста.

Ребенок не говорит в 2 года: причины

Отсутствие речи может быть физиологическим дефектом. Такое происходит при тугоухости и других проблемах со слухом, слабости мышц рта и лица, заболеваниях нервной системы и головного мозга, неправильном развитии языка, губ, неба. Причиной могут быть наследственные болезни и психические недуги (например, аутизм).
Иногда ребенок молчит в два года из-за плохой обстановки в семье. Постоянные ссоры и скандалы, неправильное воспитание – все это может негативно сказаться на речевом развитии. Кроме того, причиной может стать отсутствие семьи вовсе.

Другие причины:
• родители делают все за ребенка. У малыша отсутствует необходимость просить что-либо, высказывать недовольство. Чрезмерная забота и опека – не всегда хорошо;
• попытки родителей научить ребенка говорить как можно раньше. Малышу можно лишь иногда помогать, наталкивать на правильные мысли. Слишком сильное давление на неокрепшую психику может привести к сбою в развитии;
• игнорирование ребенка родителями. Дети не учатся говорить самостоятельно – они наследуют речь мамы и папы. Постоянное отсутствие родителей негативно сказывается на коммуникационных навыках.

Профилактика и лечение

Первое, что стоит сделать родителям, дабы избежать сбоев в речевом развитии ребенка, – избегать ошибок, описанных в предыдущем разделе. Важно соблюсти баланс: нельзя чрезмерно давить на малыша в процессе обучения, но и не стоит уделять этому делу слишком мало времени.

Желательно, чтобы родители активно общались между собой. Ребенок – это «губка», которая со временем начинает впитывать все больше слов.

Избегайте чрезмерного шума в доме. Не включайте слишком громко телевизор или компьютер. Перед тем, как начать работу с инструментами (дрель, болгарка), заберите ребенка в другое место: например, к бабушке и дедушке.

Общение со сверстниками – это великолепно. Позволяйте ребенку контактировать с одногодками. В игровой обстановке малышу легче обучаться. Когда ваше чадо произносит отдельные слоги или звуки, демонстрируйте радость. Во время разговора с ребенком не сюсюкайте, не изменяйте слова. Пусть ребенок сразу воспринимает правильное произношение. Можно лишь иногда покривляться: надуть щеки, высунуть язык, стянуть губы – повторяя эти действия, ребенок тренирует мышцы. Читайте ему много стишков и сказок.

Если вы заметили проблемы с речью у малыша, обратитесь к специалисту. Характер лечения зависит от причины возникновения дефекта. Чтобы ее определить, ребенка осматривает невролог, отоларинголог, психолог и логопед.

Если причиной являются проблемы со слухом или нервной системой, лечением занимается, соответственно, отоларинголог или невролог. В случае задержки речевого развития поможет логопед. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия, на которых детей стимулируют к коммуникации.
Если причиной стала плохая обстановка в семье, с ребенком занимается психолог, который восстанавливает психоэмоциональное состояние малыша.

Как уже было сказано выше, двухлетний «ребенок-молчун» – это не повод для паники. Однако игнорировать отсутствие речи не рекомендуется. Проведите обследование у специалистов – это не отнимет у вас много времени и сил. Также не забывайте об описанных профилактических мерах.

Робота додана: 05.11.19

Вгору