Закон спроса и предложения

В прошлый раз я рассказывала о Законе стоимости, в определении которого упоминается словосочетание «общественная потребность в товарах». Вот эта потребность и формирует Закон спроса и предложения, поскольку если не будет потребности, то есть спроса, ваш товар никому не будет нужен.

Закон спроса и предложения на первый взгляд кажется простым. Все определяет цена товара на рынке, которая задает экономические условия спросу и предложению. Согласно закону спроса и предложения чем выше цена, тем меньший спрос. И наоборот чем ниже цена, тем выше спрос. Как пример: дешевые автомобили покупают чаще, чем дорогие. Но в реальной экономике оказывается, что не всегда так бывает. Например, при существенном снижении цены, спрос очень вяло повышается, или при повышении цен изменения в спросе будут несущественные.

Спрос – это определенное количество товара, которое желают приобрести покупатели на конкретном рынке в конкретный период при определенных условиях. Здесь "волшебное" слово ― конкретный. Потому что спрос на обогреватели в пустыне и в северных широтах (конкретный рынок) немного разный. Конкретный период ― это сезон, или день недели. В пятницу и на выходные мясо на рынках дороже ― выше спрос. Зимой больше пьют водку, летом ― пиво, и так далее.

Закон спроса – при снижении цены, спрос на товар повышается, а при растущих ценах ― снижается. Но есть исключения, когда эта зависимость не работает.

Первое исключение: повышение цен могут не снижать сбыт продукции, а иногда наоборот стимулировать. Так происходит, когда ожидается рост цен. Покупатель стремиться запастись товаром по старым ценам. Знакомо? Потребительское ожидание работает и в обратном направлении: ожидание снижения цены может снизить спрос: скоро помидоры подешевеют, тогда и буду делать закрутки; доллар подешевеет, по такой цене покупать нет смысла.

Второе исключение: при снижении стоимости некоторая группа статусных товаров может потерять свою активность сбыта, потому что теряется престижность. Драгоценные камни и ювелирные украшения, элитные парфюмы вместе со снижением стоимости теряют свой уровень объема продаж, а при увеличении цены могут наоборот существенно превышать.

Исключение третье: повышение доходов покупателя могут снижать спрос на некоторые товары. Товары даже из одной группы находятся в постоянной своеобразной конкуренции перед выбором покупателя. Пример: при снижении цены на изделия из шерсти падает покупательский интерес к синтетическим тканям. И наоборот, когда доходы покупателей снижаются, они переходят на товары-субституты (заменители) ― вместо масла покупают маргарин.

Изучая закон спроса и анализируя исключения Антуан Огюстен Курно (французский экономист, математик и философ XIX века) ввел понятие "эластичность спроса". Но об этом в следующий раз.

www.basispoint.com.ua
Закон спроса и предложения изображение 1

Робота додана: 03.01.18

Вгору