Казалось бы, что нового можно узнать о термине "цена".
А вот что. Понятие цены возникло еще в первобытном строе, когда появилось разделение труда. Одно поселение (род) ловило рыбу, другое поселение охотилось, а третье вычиняло шкуры и шило одежду. Разделение труда (красивый современный термин ― специализация) вызвало острую необходимость найти особенный товар (эквивалент), в котором остальные товары выразили бы свою стоимость. Как правило, эквивалент устанавливался стихийно, но справедливо (наверно еще с тех времен термин "справедливая стоимость", от которого у бухгалтеров потеет спина -)) : сначала был обмен продуктов питания на совместный труд общин, позже люди стали менять продукты на труд земледельцев, ремесленников, работников-рабов и крепостных. Большая часть продукции своего труда, поступавшая для обмена, передавалась в натуральной форме, но при этом не становилась товаром, и следовательно не обладала ценой.
Однако товар обладал стоимостью. У каждого товара или услуги есть собственная стоимость, которая отличается от цены, указанной продавцом при реализации. Достаточно часто люди используют эти два слова как синонимы, не учитывая их экономической природы.
Стоимость сходна понятию себестоимость, то есть это те расходы, которые понес производитель продукции на ее изготовление. Это могут быть денежные (зарплата, аренда), временные (от время), материальные затраты, каждые из которых могут выражаться в физических единицах, а затем и в денежной форме. Кроме того, экономисты выделяют также потребительную стоимость, которая отражает индивидуальные предпочтения клиента. Так, для каждого человека существуют предметы, которые имеют определенную ценность или потребительную стоимость. Она может не совпадать с денежным выражением тех затрат, которые понес производитель на изготовление той или иной вещи. Вот несколько фраз, иллюстрирующих термин "потребительская стоимость": "Автомобиль ― это не роскошь, а средство передвижения!" или "Эта реликвия бесценна", или "Как за эту мазню можно заплатить 1 млн. фунтов?"
Цена представляет собой ту сумму денежных средств, за которую продавец согласен передать покупателю свои товары или услуги. В цену включаются все затраты, которые были произведены при изготовлении продукции, а также та сумма наценки, которую предполагает получить продавец при реализации товаров. Можно сказать, что цена – это денежное выражение стоимости предмета с добавлением доли прибыли, получаемой продавцом.
В основе соотношения цен лежит закон стоимости: «Все товары подлежат обмену соответственно их стоимости, которая формируется на основе затрат стоимости ресурсов и труда на производство товаров, а также общественной потребности в этих же товарах». Параллельно на динамику цен оказывают и иные факторы, которые могут вызывать отклонение цены от стоимости. Например, потребность в приобретении (нужно купить сахар, соль, спички, свечи ...) ― и цены моментально растут. А последние коллекции одежды не покупают ― и цены падают (скидки, распродажи, акции).
В экономике сформировался целый ряд разновидностей цен: Оптовые. К ним относятся цены для оптовой реализации продукции, которые полностью возмещают издержки и обеспечивает нормативную прибыль за счет активного товарооборота. Закупочные. К ним относятся цены, которые устанавливают на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, грибов, ягод и других видов товаров, являющихся сырьем для переработки или перепродажи. Обычно эти продукты закупаются перерабатывающими предприятиями у фермерских хозяйств и сельского населения. Розничные. Это цены, по которым товары и услуги оплачиваются населением, т.е. конечным потребителем. Исходя из срока действия, различают два понятия цен: постоянные и временные. К постоянным относятся цены, у которых неопределенный срок действия. Например, цена на уникальную технику, которая выпускается одним производителем. Временную цену устанавливают на определенный срок в зависимости от конкретных условий. Например, в зависимости от сезонного периода одни и те же фрукты, овощи, молочные продукты продаются по разной цене.