Иногда бизнес может показывать выдающиеся результаты просто правильно спланировав свои продажи / расходы. Этого может быть достаточно, чтобы НЕ терять деньги на логистику, неожиданные сюрпризы со стороны поставщика товара, перелимиты с заработными платами (потому как неправильно рассчитали количество занятых сотрудников), незабюджетированные сюрпризы для собственника по вопросам маркетинга и т.д.
Да, спланировать продажи сложно. Это правда. “Бизнес план” без плана продаж (воронки, каналы продаж) – это уже не “бизнес план”.
Банально «хоть какое-то адекватное» планирование уже лучше, чем никакого.
“… Задача была относительно сложной. Нужно было спланировать финансовую модель розничной торговой точки в 80 кв.м. (приблизительно), расположенной в Торговом центре, на год вперёд.
Исходные данные: место – где будет ПОСТРОЕН магазин (да, его ещё в природе не существовало), стоимость аренды, приблизительные цены на ассортимент и, собственно, фотографии самого товара.“
Вот некоторые принципы «адекватного» планирования:
Не калькулятор, а Диаграмма Ганта. Если коротко, то вы должны планировать действия, сроки старта, дедлайна, бюджета и отображать это в календаре; желательно, указывая связи между задачами проекта.
Бюджет пусть будет на 20% дороже чем требуется (сюрпризы могут появиться)
Учитывайте сезонность
Зная «низкие» месяца, постарайтесь придумать, как выравнивать такие месяца по продажам
Не умеешь – не берись. Сомневаешься в своих навыках планирования и аналитических способностях – посоветуйся с кем-то.
А теперь кейс.
В не таком уж далёком прошлом компания Сити Профит получила очередной «не стандартный» заказ. Задача была относительно сложной. Нужно было спланировать финансовую модель розничной торговой точки в 80 кв.м. (приблизительно), расположенной в Торговом центре, на год вперёд.
Исходные данные: место – где будет ПОСТРОЕН магазин (да, его ещё в природе не существовало), стоимость аренды, приблизительные цены на ассортимент и, собственно, фотографии самого товара.
Как мы действовали.
Посмотрели свой товар, ассортимент и представили себе «достаточно» хороший магазин, чтобы привлекать внимание, включая мерчендайзинг, дизайн, сервис внутри и маркетинг.
Приехали на место – закрыто, идёт стройка. Застройщик – Торговый Центр, не пускает на стройку, но показывает схематичный план, в котором мы видим где именно будет находиться наш бутик. Оказывается, это третья (или вторая – не важно) «очередь» застройки. И открытие мягко говоря не так уж скоро, сроки открытия – через 6-8 месяцев.
Нашли похожий ассортимент и похожий по цене, квадратуре розничный магазин (далее – «конкурент»). Он находился в семи кварталах от нашей будущей точки.
Замеряли посещаемость конкурента и сколько людей / машин проезжает МИМО его.
Зафиксировали все маркетинг данные точки-конкурента (вывеска, флаера, визитки, внешний вид продавцов, информация в открытых источниках).
Сравнили маркетинг конкурента со своим «плановым» маркетингом.
Сравнили цены и ассортимент.
Сравнили качество обслуживания конкурента и наше «плановое».
Посмотрели / поспрашивали / поискали финансовые показатели продаж в похожих бизнесах города. Получили сезонность.
Посчитали количество машин и людей проходивших мимо торгового центра нашей плановой точки в определённое время в выходные и будние.
Написали предварительный проект в Ганта (что и когда будет делаться, кем, за какие деньги).
Сделали финансовую модель торговой точки на 12 месяцев вперёд учитывая сезонность, план работ (в том числе по маркетингу, а значит включая органический рост привлекательности торговой точки для потенциального клиента), план затрат (включая торговое оборудование и первую закупку товара) и т.д.
Придумали и посчитали базовую систему мотивации сотрудников, учли предварительные затраты на коммунальные услуги и т.д.
Разделили план продаж на категории товаров и соответственно разделили себестоимость на категории.
Свели всё в большие файлы и посмотрели где какие косяки могут вылезти ввиду «обрывов» логики в каких-либо процессах.
Провели PESTLEED анализ самого «ПРОДУКТА» (ассортимент, цены, качество, бирка, лого, название и т.д.) и опять пересчитали всё сначала (наверное, надо было так серьёзно подойти к вопросу с самого начала?! Сначала мы делали просто SWOT, но поздно сообразили – этого недостаточно!).
Показали план по продажам, затратам и прибыли (Бизнес План в формате 2020) заказчику.
А вы говорите невозможно?!
Бизнес план Магазина одежды для женщин 2020
И знаете, что?
Только через несколько месяцев, после открытия торговой точки и когда стартовали продажи, когда бизнес прожил пару кварталов, мы получили обратную связь от заказчика.
Да! Мы были мягко говоря вдохновлены своей «крутостью». Мы не угадали всего чуть-чуть. «Разлет» с фактом составил чуть менее 10%. Есть подтверждение от Бухгалтерии и Собственника, на всякий пожарный. Весело было. Хороший имидж не выгрызали в этот раз.
Просто с большим удовольствием занялись тем, что умели. Радовались доверию со стороны заказчика.
Приятные воспоминания про “просто нужен Бизнес План”.
До сих пор строим отделы продаж и развития “под ключ”.
Но, одно из основных преимуществ, которое покупают – наша способность правильно планировать продажи / затраты по проекту.
Кстати, делаем мы это в самом начале, на этапе “СтартапМодель“