Леонардо да Винчи
Леонардо ди сер Пьеро д’Антонио – еще один художник эпохи Высокого Возрождения. Он родился 15 апреля 1452 года в деревне Анкиано недалеко от города Винчи, впоследствии семья переехала во Флоренцию.
Уже с раннего детства маленький Леонардо проявлял свою одаренность. Он преуспел в арифметике, занимался музыкой, отлично играл на лире, божественно пел импровизации. Но больше всего он имел пристрастие к рисованию и лепке.
Однажды отец мальчика отнес его первые работы скульптору и живописцу Андреа Верроккьо, тот, поразившись рисунками, посоветовал юному Леонарду посвятить жизнь искусству и живописи. Верроккьо, имея свою мастерскую, в которой трудилось большое количество художников, скульпторов и кузнецов, взял Леонардо в ученики. И скоро начинающий гений превзошел своего учителя, освоив в совершенстве мастерство художника, скульптора и многочисленные другие виды искусств, проявляя небывалый интерес и любознательность. В список его увлечений входили также пиротехника и наука.
К сожалению, многие творения Леонардо да Винчи до наших дней не дошли: разрушились от старости, погибли в пожарах и наводнениях, не были закончены автором. Вместо этого остались дневники Леонардо и записные книжки с чертежами и проектами.
Леонардо уже в 20-летнем возрасте стал почетным членом Гильдии Художников Флоренции. В этот период он внес ощутимый вклад в картину «Крещения Христа», раскрыв в ней в полной мере свой талант молодого гения и свою оригинальность. В картине он применил новую технику рисования масляными красками, лишь недавно появившуюся в Италии. И в использовании света и краски смог превзойти мастерство своего учителя. Продолжая жить и работать с Верроккьо, Леонардо начал работу над своими проектами.
Так, в 1473 году увидел свет его первый рисунок, пейзаж «Долина Арно», выполненный карандашом. Он был полон движения природы: свет, сияющий над холмами, шелест листьев, потоки воды.
Известен такой случай. Однажды отец принес домой деревянный щит и, по просьбе приятеля, попросил сына нарисовать на нем какое-нибудь изображение на свой вкус. Леонардо выпрямил и отполировал щит, залил его гипсом. После чего нанес в комнату большое количество всевозможных зверюшек: бабочек, хамелеонов, летучих мышей… Внешний облик каждой твари он соединил в одном чудовище, которое и поместил в центр щита. Чудовище словно выползало из недр темной пещеры: из пасти разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым.
Когда отец отнес щит приятелю, тот отшатнулся в ужасе, на самом деле испугавшись невиданного зверя, искусно нарисованного юным художником. Впоследствии эта работа была продана миланскому герцогу за очень большую сумму.
На сегодняшний день Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря», «Мадонна в скалах» и, конечно же, самая известная картина в мире – непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)… Сам же Леонардо не считал себя художником, а ученым и инженером, поэтому количество его работ не так велико. Благодаря Леонардо линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали ближе и таинственнее. Портрет Джоконды сегодня хранится в Лувре, где не иссякает поток посетителей, желающих взглянуть на бессмертное творение мастера.