Налоги, как и многие другие продукты эволюции, в изрядной мере являются отражением определенных исторических условий. Это очень важно, так как многие почтенные авторы придают налогам свойства универсального инструмента, некой панацеи для решения всех проблем: «Заплатил налоги – спи спокойно. Придет добрый дядя в лице государства и все за тебя сделает». Чтобы снять с налогов подозрение во “всемогуществе”, давайте мельком взглянем на их эволюцию.
Доходы древнегреческих государств, которые по тем временам считались богатыми, слагались из множества источников: платежей союзников за защиту («крыша» по нашему), ввозных и вывозных пошлин, арендной платы за пользование имуществом (земельные участки, рудники), судебных пошлин, рыночных сборов как платы за регистрацию факта покупки и пр. Прямых налогов с граждан не было. Лишь в особых случаях граждане облагались налогом, но по принципу "все – поровну". Более того, излишки доходов государства направлялись в пользу граждан, которые считали своим ЕСТЕСТВЕННЫМ правом участие в них. Правильно говорят, что древние были мудрее нас.
В доимператорском Риме главные доходы поступали от государственного имущества и таможенных пошлин. Во время войны взимался поимущественный налог – трибут. Граждане декларировали свое имущество перед цензором: с имуществом были связаны голос и воинская обязанность. Здесь проявляется интересна связь между правами и обязанностями граждан. Если гражданин не являлся на вызов цензора (в современном мире: не сдавал ежегодную декларацию), он ставил себя в положение банкрота, у которого нет обязанностей перед государством. Но тогда у него нет и прав! Т.е. если ты не платишь налог – ты не гражданин Рима, ты – бесправный раб! (Что-то подобное сохранилось в сегодняшней Дании. Там голосуют только те, кто платит налоги).
В Риме императорской эпохи с ростом потребности в средствах (зачем императору себя ограничивать?) на смену трибуту приходит введенный императором Августом высокий налог на наследство, который, по некоторым расчетам, каждые два-три поколения пропускал через казну все имущество римских граждан. Эта утрата связи налогов с интересами народа в значительной мере поспособствовала процессу распада Римской империи. (Ничему не учатся сегодняшние «императоры»).
Таким образом, уже в древнем мире можно обнаружить достаточно развитые методы налогообложения. Отличительную особенность налогов в то время можно видеть также в натуральной форме обложения. Эти качества налоги сохраняли и в средневековье.
Феодальные отношения, прикрепление крестьян к определенной местности делают новых рабов главными плательщиками налогов. В силу всеобщей бедности большое значение приобретают поголовные налоги – с очага, с семьи, с души. Дворянство и духовенство налогами не облагаются. Они свободны и служат феодалу не деньгами, а “кровью и молитвами”. (Что-то напоминает в современной Украине, не правда ли?)
Деление народа на податные и неподатные сословия имело место во всех европейских странах, но дольше всего оно сохранялось в России. Подушный налог с сибирских крестьян был отменен только в начале XX века.
Средние века отличались введением налогов на потребление. В период феодальной раздробленности таможенные пошлины, характерные для античных государств, получили самое широкое распространение. Кроме них появляются всякого рода акцизы, которые носят всеобщий уравнительный характер. Проезд по мостам и дорогам (помните фильм о Робин Гуде и плате за переход моста?), сукно, посуда, железо, бумага, соль и бесчисленное множество других товаров – все подлежало беспощадному налогообложению. По словам историка де-Витта, в Голландии в XVII в. на порцию рыбы, поданную в харчевне, приходилось 34 различных акциза.
В эпоху феодализма налоги приобрели такие качества, как бесчисленность, непомерная тяжесть, произвол и субъективность, что, в конечном счете, привело их к резкому противоречию с общественными интересами, т.е. интересами народа. Развитие промышленности и торговли, расширение денежного обращения, успехи просвещения – иначе говоря, все, что было связано с утверждением нового, капиталистического способа производства, не могло более мириться с архаичной системой налогообложения. Требовалась реформа налогов. (Может сегодняшняя попытка уменьшения количества налогов и прозрачность их базы – это наш путь от средневековья и современного феодализма?).