Франшиза представляет собой форму соглашения между одним человеком или целой группой людей (франчайзи) и любой торговой организацией (франчайзер) на получение права использования торговый марки в собственных коммерческих целях. Франшиза подразумевает продажу своих товаров на правах аренды известного бренда.
Система франчайзинга уже зарекомендовала себя как практически беспроигрышный способ раскрутки бизнеса. Покупка франшизы для ведения своего дела позволяет компании процветать в течение длительного времени с получением стабильно высоких прибылей. Многие фирмы, которые самостоятельно начинают свой бизнес, исчезают с рынка в течение первых двух лет.
Покупка франшизы подразумевает приобретение заведомо прибыльного бизнеса. Франчайзер всячески заинтересован в стабильной работе предприятия, поэтому в течение действия договора оказывает полное содействие и помощь во всех вопросах.
Как оценить необходимость приобретения франшизы
Популярность бизнеса с приобретением франшизы постоянно растет, ведь такая система практически гарантирует быстрое и стабильное развитие. Решение вопроса о том, как начинать свой бизнес, представляет собой емкий многоступенчатый процесс:
1. Этап принятия решения. Предпринимателю необходимо получить информацию о системе франчайзинга и оценить ее привлекательность в коммерческом плане. Далее следует детально ознакомиться со всеми преимуществами и недостатками такой формы ведения бизнеса и оценить возможные последствия.
2. Поиск информации о потенциальном франчайзере. В случае принятия положительного решения в пользу приобретения франшизы необходимо получить сведения непосредственно о фирме-франчайзере. Все компании, занимающиеся торговлей своего бренда, размещают информацию исключительно с акцентом на преимуществах такого бизнеса. Недостаточные или ложные сведения в этом вопросе могут стать огромным риском для предпринимателя, поэтому перед покупкой франшизы нужно детально изучить развитие бизнеса самого франчайзера.
3. Оценка собственных профессиональных возможностей и навыков, квалифицированный персонал и наличие финансовых возможностей. Ведение бизнеса по франшизе происходит в полном соответствии с теми требованиями, которые выдвигает франчайзер. Кадровая и профессиональная готовность будет определять дальнейшую судьбу развития предприятия.
Критерии оценки франшизы
После принятия решения в пользу франчайзинга перед предпринимателем появляется еще один большой вопрос. Как выбрать франшизу? Алгоритм проверки франшизы законодательно не закреплен, однако эта проблема требует тщательного подхода. Перед покупкой франшизы следует принять во внимание несколько критериев:
1. Надежность франчайзера. Доверие должны вызывать только те компании, которые заинтересованы не в получении одномоментной прибыли, а в расширении собственной сети. Правильно разработанная система франчайзинга подразумевает увеличение затрат материнской компании на привлечение дополнительного персонала или приобретение оборудования. Франчайзи начинает приносить ощутимую прибыль не ранее, чем через пару лет в зависимости от типа бизнеса, поэтому материнскую компанию интересуют, в первую очередь, особенности нового региона и объем потенциального рынка.
2. Условия контракта. В договоре на приобретение франшизы должны быть указаны все условия и составляющие предоставляемого пакета услуг. На договорном уровне закрепляется исключительно право предпринимателя на торговлю или предоставление услуг под данным брендом для конкретного региона. В случае отсутствия такого пункта по соседству может открыться фирма с такой же торговой маркой, но другим владельцем.
3. Объем выплат. Размер единоразового платежа за покупку франшизы и регулярного взноса должны быть сопоставимы с размером потенциальной прибыли, в противном случае выгодность всего предприятия находится в зоне риска.
4. Способ расторжения договора. Выход из договора может стать чрезвычайно невыгодным, а зачастую окончание срока действия контракта подразумевает возможность приобретения предприятия по самым низким ценам.
Перед заключением договора франшизы стоит проверить все возможные риски. Франчайзер должен оказывать реальную поддержку на всех этапах, однако и здесь могут скрываться определенные риски. Если предпринимателя привязывают к единому поставщику сырья, то вполне вероятен чрезмерный рост уровня затрат, в этом случае не стоит ввязываться в эти отношения. Помощь материнской компании также распространяется на обучение персонала.
Покупка франшизы может стать единственным способом успешного ведения бизнеса, поэтому такой ответственный шаг должен быть тщательно продуман.