Бюджетное выравнивание и его виды
Процедура сглаживания разницы между доходами и расходами в уровнях социально экономического развития, выполненная вышестоящими органами управления власти, с целью симметрировать бюджет на всех уровнях, реализовать социальные гарантии называется бюджетным выравниванием. Процесс осуществляется с помощью структур, сопряжении приемов финансовых технологий и правил, вследствии которых происходит воздействие на процессы формирования, использование бюджетных фондов для достижения целей. Простыми словами, дополнение денежной недостачи бюджета, и есть выравнивание.
Выделяют основные концепции федерализма:
* одна цель для общегосударственного развития, и для социального населения страны, которая действует основой сглаживания всех интересов на трех уровнях управления;
* разделяя бюджетно-налоговые обязанности учитывать слияние централизма, децентрализации;
* благоусмотрение органов власти всех уровней за наполнения сбалансированности бюджета;
* вклад Федерации в создание, реализацию бюджетно-налоговой политики страны, внося межбюджетные связи.
Типология сглаживания:
1. По срокам активации инструментов.
2. Стадия совместного воздействия.
3. По маршруту действия и направления.
По срокам активации направления различаю краткосрочное, долгосрочное действие. Краткосрочное – переадресация средств из активов финансовой помощи в нижестоящие бюджеты с предназначением поддержания конкретную ступень государственного расходования, а также изъятие, перенаправление, изменение дефицита в краткосрочном периоде.
Долгосрочное – возобновление денежных возможностей конкретного неблагополучного региона, задача которого поднять из угнетенного состояния до среднего потребительского состояния.
По стадиям совместного воздействия делятся на пассивное, активное сбалансирование. Активное – размежевание собственнических компетенций. Пассивное – разделение государственных предназначений между ступенями управления, которое разграничивает распределение расходных компетенций, за ними идет распределение доходных полномочий.
По маршруту действия механизм распределения средств между бюджетами имеет два направления, горизонтальное и вертикальное, которое направлено на решение двуединой задачи. В совершенстве тип общегосударственного расчета предполагает, что конкретный уровень закрепленной власти обязан обеспечить одинаковую как доходность полномочий членов федерализма так и расходимость. Такая модель существует только теоретически, на практике существует разрыв между двумя линиями финансирования. Неравномерный разрыв провоцирует горизонтальный и вертикальный денежный дисбаланс.
Вертикальное выравнивание ставит перед собой цель достижения сбалансированности между разными уровнями потребителей власти и федеральная помощь нижестоящим бюджетам. Требования предъявляют ко всем уровням власти, как высшему, так и региональному, местному бюджету. В том случае, если местный бюджет не может обеспечить полное финансирование для выполнения конкретно указанных функций, то центральные органы высшего управления обязаны предоставить недостающую финансовую помощь. Несоответствие между региональными затратами и вложениями, заложенными за этим уровнем бюджета показывает вертикаль. Ее устранить очень сложно, поскольку точной идентичности налогового резерва и объективных потребностей почти не встречается. По этой причине, столичные власти, имеющие финансовое преимущество перед местными властями вынуждены покрыть неравномерное распределение, недостаток средств на региональном уровне. Вертикальное выравнивание между региональным и местным бюджетом предписывает обязательное обеспечение финансирования за заложенными функциями, обеспечить население аутентичными услугами. При этом нужно сохранить собственный уровень доходного ресурса. Одного вертикального сбалансирования недостаточно, оно должно работать параллельно, синхронно с горизонтальным выравниванием баланса.
Горизонтальное выравнивание – это параллельное делегирование пошлины между формами Федерации по конкретной схеме для нейтрализации неравенства в финансовых возможностях разных территорий. Такое возникновение расхождений у регионов рассматриваются подобно неравенству дифференциации доходов, субъективных накоплений среди различных параллелей населения как вид проявления социального неравенства. На территории России задача горизонтального сбалансирования очень сложна, потому как следуя Конституционному закону, каждому гражданину страны положены неограниченные социальные, гражданские права и свободы, гарантия безопасности со стороны государства, его долг предоставлять широкий спектр услуг; право на социальное обеспечение, право на труд и выплату вознаграждения по трудовому кодексу не меньше оплаты минимального размера оплаты труда и т.д. Задача обеспечения сограждан всеми социальными правовыми нормами связано с неравной региональной экономической ситуацией каждого слоя населения. В связи сложившейся ситуации реформирования разных слоев бюджетных сфер на территории России реализуется переход от неповторяемых, все время меняющихся нормативов к финансовым переводам на основе цельной для всех методики исчисляемости.
Суть горизонтального выравнивания бюджета состоит в стандартизации одного уровня расходования государственных услуг обитателями разных регионов государства путем употребления унитарных формализованных методов раздачи федеральной финансовой поддержки нижестоящим слоям власти.
Гораздо важнее и сложнее целью есть осуществление вертикального сбалансирования. Допуская равновесие доходов и расходов разных сфер финансирования, сохраняются в значительной степени различия бюджетного положения разных регионов. Местная власть здесь не причем, действуют совсем другие условия влияния: количество населения, ступень экономического развития территории, расположение территории, ее климат. Вертикальное выравнивание возникает в результате использования дотаций, субсидий, бюджетного кредита, бюджетной ссуды. Необходимую функцию вертикального сбалансирования выполняет личностный доход и управляемые налоги. Также существование вертикальной балансировки может быть за счет оказания отдельным регионам специального экономического режима.
На территории Российской Федерации цель горизонтального сбалансирования одна из сложнейших задач, по сравнению с другими странами. На сегодняшнее время целью руководства стоит двойная миссия: применять возможности бюджетного федерализма для решения бюджетных, налоговых, других противоречий, при этом не дать активизироваться склонности дальнейшей децентрализации бюджетной программы. При этом теряется ее цельность и возможность быть управляющим механизмом финансовой сферы. В условиях нарастания конкуренции конкретное деление расходных возможностей создаст мотивацию и стимул для высших органов власти улучшить эффективность и результативность правление общественными финансами, снабжению прозрачности делегированных полномочий.