Современная экономика, это достаточно интересная и широкая область, которая объединяет в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одно из таких понятий – монополия. Именно о ней и будет идти речь в статье.
МОНОПОЛИЯ. ПОНЯТИЕ И СУТЬ.
Разъяснений термина монополия достаточно много. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов: «mono» - один, и «poleo» - продаю, фактически означая – один продавец.
Если говорить простыми словами, то монополия – это единоличное право обладать чем-либо, или производить что-либо. Как правило, монополистическое предприятие, это крупная компания, организация или структура, которая является единственным поставщиком продуктов, товаров или услуг. Монополистическая организация характеризуется жёстким контролем и установлением завышенных цен. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия», есть и «абсолютная монополия».
Итак, в чём же отличие двух понятий: монополия и абсолютная монополия? В случае с предприятием монополистом, есть вариант выхода на рынок другого игрока, который будет продавать аналогичный товар, предоставлять такие же услуги. Абсолютная монополия исключает этот факт, так как подразумевает факт того, что предприятие единолично и полностью владеет ресурсами по производству товаров или предоставлению услуг.
Для более детального понятия отличий, рассмотрим примеры монополии обычной от абсолютной, на территории России. Так, предприятием монополистом можно назвать Почту России. Это одна крупная организация, которая предоставляет ряд услуг по доставке грузов на всей территории Российской Федерации. Есть мелкие и несущественные конкуренты, к примеру, те, которые занимаются организацией перевозок в пределах одного региона. Однако существенную конкуренцию это однозначно не вызывает.
Предприятием абсолютным монополистом можно назвать Газпром. Эта компания не просто единолично обладает правом на продажу природного газа. Кроме этого, Газпром полностью владеет добычей газа, то есть весь газ на территории России, фактически принадлежит этой организации. Конкуренция полностью отсутствует.
ТРИ ВИДА МОНОПОЛИИ. РАЗЪЯСНЕНИЯ И СУТЬ.
Различают три основные виды монополий:
• Закрытая монополия.
• Естественная монополия.
• Открытая монополия.
Закрытая монополия.
Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.
Пример закрытой монополии – операционная система IOS, которая используется на смартфонах Apple, а её права и патенты принадлежат всё той же одноимённой компании.
Естественная монополия.
Естественная монополия возникает в результате того, когда спрос на определённый товар или услугу удовлетворяет одно предприятие. Товары или услуги, которые производятся в пределах естественной монополии, не могут быть заменены другими.
Как примеры естественной монополии можно отнести услуги по передаче электричества и отопления, телефонную связь, железнодорожные перевозки.
Открытая монополия.
В области открытой монополии находятся компании, которые являются единственными производителями или продавцами товара, однако юридически не защищены от конкуренции. Как правило, это компании, которые вышли на рынок с новым товаров или компании которые кардинально отличаются от конкурентов, к примеру – качеством.
Отличным примером предприятия работающего в открытой монополии является компания по производству конструкторов LEGO. По качеству аналогов LEGO нет. Однако существуют многие другие компании по изготовлению аналогичных конструкторов. Но благодаря высоким стандартам, качеству и рекламе, говоря о детском конструкторе, мы сразу вспоминаем LEGO.
В таблице приведём причины появления монополий и их характеристики.
Повышение прибыли В связи с тем, что покупатель лишён альтернативы, монополист может устанавливать более высокую цену на свою продукцию, товар либо услугу.
Снижение рисков при открытии компании монополиста Едино разовые издержки, потраченные в краткосрочном периоде, имеют шанс на более быструю окупаемость, в случае отсутствия конкуренции.
Законодательство Законодательные барьеры, такие как лицензирование, патенты и сертификация также влияют на создание монополистов.
Внешнеэкономическая политика С целью поддержки отечественного производителя на иностранные компании-конкурентов накладываются большие налоги, ввозные пошлины. Также может быть ограничение или даже запрет на ввоз той или иной продукции.
Поглощение фирм Более крупная компания выкупает более мелку фирму и устраняет конкуренцию на рынке.
«Запугивание конкурентов» Угрожаю физической расправой или другими методами запугивания, одна компания может добиться закрытия фирмы конкурента.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ
Если говорить о преимуществах монополии в экономике, то их практически нет. Честно говоря, кроме как для самого монополиста, пользы от монополии практически нет.
Неэффективность монополии обусловлена двумя простыми факторами:
• Распределение ресурсов. Все ресурсы (товар, услуги) находятся во владении одной монополистической компании. Тем самым цены устанавливаются не в соотношении спроса на товар, а «самовольно» компанией монополистом. Как пример можно рассмотреть поставку электроэнергии. Спрос есть практически стопроцентный, однако цена устанавливается вне зависимости от желаний потребителей.
• Отсутствие конкуренции. В связи с тем, что у компании монополиста нет конкурентов, она менее стимулирована для развития. Мировая экономическая практика показала, что конкурентный рынок более эффективен и добивается более высоких результатов в развитии.
• Отсутствие стимулов. Всё то же отсутствие конкуренции, вызывает неэффективность монополистического предприятия, в связи с тем, что нет стимулов и предпосылок сделать товар, услугу или продукт лучше. Действует принцип «один продавец – одно качество».
В конце стоит отметить, что абсолютной мировой монополии практически нет. Как правило, компании монополисты действуют в пределах одной страны или региона, области или города.

Работа добавлена: 12.01.16

Наверх