АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.
Опасность монополий заключается, первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья, для компании монополиста – занижены. К тому же в монополистической среде отсутствует конкуренция, то чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране, может вызвать определённые социальные колебания, недовольства. В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В развитых странах и странах Запада, государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику, и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, которые регулируют ту или иную отрасль права и экономики. Эти законы направлены, в первую очередь на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, фирмы которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.
Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте. В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.
ПЕРВЫЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в 1899-1890 годах.
Закон Шермана.
Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким, по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тысяч долларов (впоследствии он был повышен до 50 тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».
Закон Клейтона.
Закон Клейтона был принят в 1914 году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона, запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.
Контроль над картелями.
С 1935 по 1937 года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.
Акт Келлера-Кефаувера.
В 1950 году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.
Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах, решение часто принималось в пользу монополий.
МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Антимонопольное регулирование, в современной экономике, можно свести к трём основным группам.
(фото)

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать. В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, - порождает монополию. Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Робота додана: 12.01.16

Вгору